kris9tena (kris9tena) wrote,
kris9tena
kris9tena

Category:

Кисти художественые

Кисть – это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное. Но как и с каждым инструментом с кистями надо тоже уметь обращаться.

Состав кисти. Кисти художественные состоят из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы (капсюля) и деревянной ручки. Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти — это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов. Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе и внешне более привлекательны. Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза...).



ВИДЫ КИСТЕЙ.

КРУГЛЫЕ

Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями. С помощью круглой кисти вы сможете проникнуть в самые “недоступные” участки картины.
кр


ПЛОСКИЕ

Плоские кисти изготовляются путем сдавливания обоймы так, чтобы образовался пучок плоской формы. Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках холста. Благодаря густоте и длине волоса, кисть удерживает много краски.
пл



КОНТУРНЫЕ

Этот вид кистей близок плоским: оба вида обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.
контр



КОШАЧИЙ ЯЗЫК

Это - плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ее применение весьма разнообразно - ей можно писать как обычной плоской кистью и, в то же время, в перпендикулярном положении к поверхности - как круглой. Это - постоянный лидер среди кистей, используемых для перехода одного цвета в другой.
кош



РЕТУШНЫЕ

Если вам необходимо нанести очень точный мазок, лучшей кисти не найти. Она похожа на подрезанную под угол плоскую кисть с коротким ворсом. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть - превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких, мелких участках картины.
ретуш



ТРАФАРЕТНЫЕ

Кончик волоса данной кисти тупой и плоский, а краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Кроме этого, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.
трафар



ФЛЕЙЦ

Кисти предназначены для свободной живописи заливками; используются, главным образом, с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Они оправдывают свое название, поскольку могут удерживать много краски. Сухая кисть “шор” дает прекрасные результаты при работе поверх влажной краски - особенно по маслу - для размывки и смягчения контуров.
флейц



ШРИФТОВЫЕ

Используется с жидкими красками и является вариацией круглых кистей с очень длинным волосом. Ими наносят тонкие ровные линии. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски. Поэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти. Работа с этими кистями требует некоторой практики. Как следует из их названия, они прекрасно подходят для нанесения надписей.
шрифт


ЛИНЕЙНЫЕ

Это младшая сестра шрифтовых кистей. Они короче последних, но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.
линей



ВЕЕРНЫЕ
Плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку. Вы также сможете смягчить контраст контуров и фактуру.
веерн



Кисти обладают общими конструктивными характеристиками; кроме этого, они имеют ряд общих свойств в отношении формы. Форма пучка и назначение кисти связаны напрямую.

Плоские кисти, в отличие от круглых, более эластичны, дают возможность получать более определенную плоскую форму мазка, поэтому они удобны для изображения травы, земли, листьев, архитектурных деталей и всего того, что требует точных очертаний.

По виду волоса кисти разделяются на щетинные, песчаниковые, барсуковые, медвежьи, колонковые, беличьи, ушные (коровьи), а так же синтетические.



Свиная щетина: Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской, как колонковая кисть — для акварели. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергается обработке — щетина кипятится и отбеливается и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. Вслед за упругостью, важнейшей характеристикой свиного волоса является его расщепленный кончик — он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность основы. Самые лучшие кисти содержат около 80% расщепленных волосков.

Барсук: Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса. Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетические кистиСинтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорошо ведет себя с маслом и акрилом — как густым, так и разведенным. Одним словом, щетина или синтетическая кисть с упругим волосом может эффективно использоваться при работе с краской прямо из тубы. Если наносить краску прямо из тубы или перед этим умеренно ее разбавить, то подойдет волос средней жесткости синтетической или натуральной (барсук) кистей. Более разбавленной краской работайте мягкой синтетической кистью или кистью из натурального волоса.

Кисти песчаниковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме выпускаются только плоские с удлиненной или укороченной волосяной частью. Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Кисти медвежьи изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. По форме выпускаются только плоские с удлиненным или укороченным волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.

Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости они применяются во всех видах живописи и совершенно незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи, главным образом при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяются круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Кисти беличьи изготавливаются из обработанного волоса хвоста белки. По форме выпускаются только круглые. Беличьи кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью.

Практические применения кистей зависит от индивидуальных требований того или иного мастера, от того, в какой технике он решает те или иные живописные задачи.



Выбор кистей

Вероятно, вы заметили, что подходящую кисть подобрать не так уж сложно. Вот еще несколько советов, которые помогут сделать правильный выбор. Не покупайте кисти наугад. Сначала следует тщательно проверить пучок. На рынок поставляется много кистей, снабженных защитными колпачками. Если колпачки были сняты и затем снова возвращены на место или заменены, есть вероятность, что пучок кисти поврежден. После этого, попробуйте акварельную кисть в деле. Любой серьезный продавец предоставит вам немного воды и место для испытания. Помните об основных показателях: тонком кончике, упругости и контроле над текучестью. Перед тем, как набрать кистью воды, удалите с пучка защитные элементы, по инструкции, предусмотренные производителем. Теперь наполните кисть водой. Новая кисть в контакте с водой ведет себя иначе, нежели бывшая в употреблении или поврежденная. Пусть новая кисть “подержит” воду в течение нескольких минут перед испытанием. Наберитесь терпения — возможно, понадобится

наполнить кисть водой несколько раз перед тем, как пучок примет необходимую форму. Далее, слегка постучите черенком по руке. Кончик пучка хорошей кисти должен заостриться. Теперь можно попробовать кисть на рабочей поверхности. Также при испытании сгибают конец волосяного пучка, пучок должен принять снова правильную форму и не топорщиться. При выборе круглых кистей № 1, № 2, № 3 для прорисовки мелких деталей - так же кисть смачивается и на ладони пробуют нарисовать знак восьмерки. Если кончик эластичен и кисть изготовлена правильно - волос не топорщиться, собраны в остриё и четко повторяют контуры движения. И обратите внимание, по мере высыхания или расхода воды, кисть не изменяет форму, гибкость и эластичность. При отрыве от ладони принимает исходную форму, а не остается с согнутым острием.

Общее правило для всех кистей — убедитесь, что обойма надежно закреплена на ручке. При выборе щетинных кистей внимательно проверьте щетину — много ли в ней волосков с расщепленным кончиком? Проведите синтетической кистью по пальцам — почувствуйте, какова относительная упругость ее волоса? Подходит ли она для работы с густой краской?

Размеры кистей. 

Также надо затронуть размер кисти. В художественном салоне вы наверняка столкнетесь с такой проблемой: размеры кистей у разных производителей значительно отличаются. На некоторых предприятиях размер акварельной кисти определяется диаметром отверстия обжимной обоймы. Это означает, что диаметр обоймы кисти №12 составляет 12 мм. Данный метод, казалось бы, должен способствовать установлению унифицированного подхода к определению размеров кистей всеми производителями. Однако сложность заключается в том, что в некоторых странах нет соответствия между величинами диаметра латунных и медных трубок, используемых в производстве обойм. Кроме этого, в каждой стране используются разные исторически сложившиеся стандарты определения номера кисти. В конечном счете, вам придется “на глаз” сравнивать размеры кистей независимо от указанного номера.

Запомните, что более толстая кисть удерживает больше краски, вам необходимо обзавестись кистями разной толщины для разных целей. Однако сначала купите одну толстую, одну среднюю и одну тонкую кисть. Некоторые художники используют только одну кисть. 

Мойка кистей.

При ежедневной работе, если кисти не были вымыты, их оставляют в банке с керосином. Перед работой кисти должны быть тщательно вытерты тряпкой. Для мытья кистей существуют специальные кистемойки, которые представляют собой коническое ведерко с дырчатым или в виде сетки дном. Это коническое ведерко вставляют в ведерко с налитым керосином. Для отмывания кистей от краски их трут о сетчатое дно вставленного ведерка. Краска отмывается от кистей и осаждается на дно ведерка с керосином. Кисти в керосине можно оставлять на несколько дней. Размеры кистемойки: диаметр 130 мм, высота 190 мм.

Хорошо кисти отмываются и в мыльной пене, только не мойте кисть мылом, которое бы вы не решились использовать на собственных волосах. При длительном перерыве в работе, кисти следует тщательно вымыть в керосине, затем в мыльной пене и начисто промыть теплой водой. После этого кисти нужно опустить в банку с льняным маслом так, чтобы волос их не касался дна банки.



Хранение и уход за кистями.

Закончив работать, поставьте чистые кисти вертикально в банку или другую емкость. Собираясь работать на природе, упакуйте кисти в цилиндрический пенал и проследите за тем, чтобы ворс не соприкасался с крышкой,так как она деформирует его.

Запасные кисти следует хранить в сухом месте пересыпанными нафталином, обработанными специальной жидкостью от моли или покрытыми крахмальным клейстером.

Китайские кисти.
Если вы стеснены в средствах, лучше всего остановить свой выбор на китайских кистях: они позволяют наносить самые разные мазки и намного дешевле собольих. Они стали очень популярны у художников, особенно у тех, которым нравится использовать открытый мазок в своих работах.
original



Кисть для письма.
Кисть для письма имеет множество разновидностей и подвидов. Основу различий составляют материал, из которого изготовлена кисть, ее размеры, а следовательно, назначение, и пропорции рабочей части.
Существует три основных разновидности писчих кистей - это так называемые "волчьи" кисти, кисти из козьего меха и "заячьи" кисти. На самом деле "волчьи" кисти делаются из меха колонка (по-китайски, буквально, "желтый волк"). Имеются также смешанные типы кистей из нескольких видов меха, а также встречаются редкие, экзотические кисти (из меха тигра, лебяжьего пуха и т.п.), обычно изготовляемые в очень малых количествах и, как правило, на заказ.
Кисти бывают Маленькие, Средние и Большие. В каждом из данных разделов существует еще целый ряд градаций и уточнений (иногда на кисти пишут тип иероглифов или стиль, для которого она предназначена и т.п.). По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих подразделов.
Ручка кисти изготавливается обычно из бамбука или недорогих пород дерева, однако у драгоценных "мастерских" кистей встречаются ручки из фарфора, нефрита, мохогона прочих редких материалов.
Часто рабочая поверхность кисти отделяется от ручки специальной вставкой - пластмассовой или деревянной обычных современных кистях, роговой или костяной в "мастерских" и старинных кистях - под которой находите крепление ворса. На тыльной стороне ручки часто имеется специальная петелька, за которую кисть можно подвешиваются для просушки.



По стоимости кисти сильно разнятся - самые простые могут стоить около одного юаня, а дорогие экземпляр) ручной работы, нередко сами представляющие собой произведения искусства, могут достигать стоимости в нескольких сотен и даже тысяч юаней.
Редкие дорогие кисти, как правило, продают и хранят специальных футлярах. Обычные кисти при продаже часто снабжают особым колпачком, надевающимся на ворс, чтобы не повредить рабочую поверхность кисти при транспортировке. Иногда такие колпачки прилагаются и дорогим кистям вместе с футляром.
Мех на дешевых кистях при продаже чаще всего пропитывают крахмальным составом, так что кончик кисти становится твердым и острым, поэтому перед тем, как начать писать кисть размачивают в воде. В некоторых пособиях рекомендуют размачивать только половину ворса, но практика показывает, что размачивать следует весь ворс и непременно до полного размягчения. Дорогие кисти чаще всего не имеют подобной крахмальной пропитки и сразу готовы к употреблению. Отсутствие пропитки дает дополнительное удобство при выборе кисти - ее можно проверить на жесткость, оценить объем в распушенном и собранном виде и т.п.

Кисти из козьего меха.
Кисти из козьего меха отличаются мягкостью и податливостью. Они больше подходят для каллиграфических стилей с плотными, сочными линиями. Их козьего меха изготавливают средние кисти, а также большие кисти для написания крупных иероглифов.
Первая кисть, которую берет в руки ученик, начиная заниматься каллиграфией, непременно сделана из козьего меха и имеет длинный тонкий ворс. Только научившись управляться с податливым и мягким ворсом, он может переходить к кистям из других материалов.
Кисти из козьего меха прекрасно подходят для стилей чжуань, лишу и многих школ кайшу.
Кисти из колонка.
Кисти из колонка более жесткие. Они предназначены для каллиграфических стилей с более тонкой, "пресной" проработкой черт.
Колонковые кисти бывают как малыми, так и средними и большими. Кроме каллиграфии они широко применяются в китайской живописи.
Кисти из колонка хороши для стилей цаошу, синшу и некоторых стилей кайшу, например, для поклонников стиля каллиграфа Чу Суй-ляна.
Заячьи кисти.
Кисти из заячьего меха отличаются большой жесткостью и прекрасно подходят для каллиграфии и живописи. Эти кисти довольно редкие и дорогие.
На их изготовление используют мех дикого зайца; лучше всего подходит особый вид зайцев, водящихся в провинции Аньхой. Крупных заячьих кистей, как правило, не изготавливают. Обычно такие кисти применяются для написания маленьких иероглифов в стиле кайшу.

Tags: живопись, кисти, рисование, рисунок, хобби, художественные материалы
Subscribe

  • Пастель (сухая, масляная), твердая краска и мелки

    Сухая пастель. Пастель - цветные мелки, сделанне из порошкообразного пигмента, смешанного с клеем. Пастель изготавливают путем смешения чистого…

  • Шариковые, гелевые и специальные ручки

    Существует множество видов шариковых ручек. Необходимого результата можно добиться, работая инструментами разных марок. Шариковые ручки хороши для…

  • Перья, чернила и тушь

    Тушь - очень удобный материал, популярный на протяжении многих столетий. Она играла важную роль в искусстве Древнего Китая, откуда и пришло к нам…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments